Сергей Гордин Солёная Гора Ташкент. О Степане Балакине
Ах, Степа…
Прочитал вот, и не хочется верить. Всю жизнь были знакомы, проработали двадцать лет в одной «конторе», ездили на Грушинский, ссорились, мирились, осенью он поблагодарил за стихотворение, спел по телефону свое новое, и сказал кому-то, что научил меня писать стихи.
Тронуло.
А год назад, выполняя печальный долг по поводу совсем другого барда, несчастной, пьющей и потерявшейся в этом мире женщины, пришел к Степану. Принес ему стихотворение, посвященное Наташе, а он стоял напротив – и я его не узнал: в полумраке так осунулся, уменьшился, ушла в никуда привычная ершистость и задиристость, а будущее уже властно и безжалостно отбрасывало тень на его фигуру. В проеме Дома фотографии, под аркой.
Стало больно.
Трудно в это поверить, но в молодости мы были в чем-то похожи – подтянутые, длинноволосые, с усиками а-ля Боярский. Так что в полумраке кишкообразных коридоров радиокомитета, опутанных кабелями, с дверьми в никуда и без окон, оплеухи дам, адресованные Степану, подчас доставались мне. Не очень, честно говоря, нравилось.
А ведь помнил и знал его совсем другим. Помнил, как увел самую яркую девочку с филфака, и выходил на эстраду с первыми своими песнями, и как она, эта девочка, превращаясь в женщину, подталкивала Степана на сцену, словно птенца с руки. И, подавшись вперед, смотрела восторженными глазами, почти не дыша… Помню, словно вчера, в доме Знаний, ныне театр Горького, это было.
Как далеко унеслось «вчера».
КСП «Апрель», созданный Игорем Бяльским со товарищи, был, безусловно, явлением Культуры, ибо присутствовал в нем не только текст, но и подтекст, и, что важнее, протест.
Просто, чтобы было понятно, чего стоили одни значки города Галич, купленные и приколотые к ветровкам Игорем и Степаном после Грушинского фестиваля.
Видели бы вы скособоченные физиономии сексотов и вполне себе сотрудников, глядючих на эти значки. Представьте – в КГБ Андропов, Солженицын выслан, с Сахаровым проблемы, а тут эмблема «Галич», и не придерешься.
Придумал, конечно, Игорь, но и Степан не уклонился. Это был поступок. Приемник в парижской квартире Александра Аркадьевича уже закоротило ни с того, ни с сего. Власть плавно перетекала в маразм. Диссиденствовать стало опасно.
Но время сменилось, подтексты ушли, протесты прекратились, и из явления Культуры бардовская песня превратилась в теплую и уютную, как субтропики, субкультуру.
СамОя жгучая протестная суть ее перегорела, как известь.
А Степан выходил в нынешнем бардовском клубе «Арча» и говорил о Гудзенко, Тихонове, Луговском, цитировал их, забытых, но достойных и совсем незаслуживающих забвения.
Степан – знал, он – помнил, он стал хранителем, не древностей, нет – сути любой песни, потому что суть песни – поэзия, а мы только приближения к ней. И еще память: нельзя забывать тех, кто был раньше, был первым. Даже если ты один из первенцев песенной поэзии в Ташкенте.
Волшебным образом он предстал явлением Культуры в среде субкультуры.
Держал планку. Сам был этой планкой. Становление закончилось. Он стал. Теперь навсегда.
Чувствуя необратимое, написал тогда два стихотворения. Одно – заклинание, которое, увы, не помогло, другое – воспоминание, достаточно грустное, о последнем Казанове Ташкента.
«АПРЕЛЬ» :ПОСЛЕДНИЙ КАЗАНОВА ТАШКЕНТА
С. Балакину
Степан – живи,
Живи – родной,
В любой стране,
Один. С женой.
Идя по лезвию стиха,
Я часто думал:
Бард – труха.
Я часто думал – ерунда,
Как все красивые слова,
Все эти вздохи у костра,
Палатки, прочая мура,
Когда седые мужики
Мурлычат будто бы коты,
И пузами гитары трут,
Стихи не то-
В стихах –
не лгут!
Но ты ведь был самим собой,
С гитарой желтенькой такой,
И с патлами почти до плеч,
Искал, как все, в ту пору, речь:
Искал –своё,
не крал, не пил,
И сделал главное –
Ты - был.
Да, погулял,
Но ведь – не бил!
Ты просто пел,
Но ведь - не выл!
Средь мастеров, у коих текст
Скрывает Лотмана подтекст,
Уж очень умных мужиков,
У них ведь «блям» – и был таков.
«Апрель» … «Апрель»… опять весна,
Да и весна теперь не та,
Хоть время начало сереть,
То – не сказать, а здесь –«Не сметь»!
Тогда мы тоже шли гурьбой,
И ты, гитарный рулевой,
И я, с пробитой головой,
И Игорь Бяльский молодой…
(он замечательный поэт,
Других таких поэтов – нет).
Но ты остался сам собой!
Как это много под Луной,
Как это много - местом быть,
Где до сих пор клубится жизнь.
Как важно сохранять запал,
Когда весь мир уже пропал,
Идти наперекор всему,
Не говорить – «Я не могу»,
И помогать взлететь птенцам
К их стихотворным небесам.
Какая в этом доброта!
Пусть будут барды навсегда,
Пусть прорастают среди них,
Те, кто придет, как в ересь,
В стих.
Кто Пестернака будет знать,
И вправду - петь,
Не в песнях - спать.
Не гладить деку, чуть мурча,
С глазами мертвыми сыча.
Ведь песня – радость, но и боль,
Не только сладость, но и соль,
Не только «Солнышко мое»…
Но горький шёпот – «Это – всё»?
* * *
Ты стал каким-то тихим,
Как я уже давно,
С плеча летучей мышью,
перелетело зло.
А кажется недавно
Норовист был, как конь,
Я сам уже не прежний
И ты теперь другой.
Вдруг выпали в осадок,
Житейские грехи,
Как много было блудней,
Но как текли стихи!
Да, мы повеселились,
Чего греха таить,
Но если б не грешили,
Не нужно было жить.
Глядим, как тихой сапой
Крадутся мужики,
И сплевываем разом –
Мы попросту - могли?.
Мы столько натворили,
Гормонами пьяны,
Стою напротив друга -
Ты это иль не ты?
Но не вернешь былое,
И, верно, ни к чему,
Я тоже очень тихо
И правильно живу.
Но отчего ж ночами,
Вдруг бесовской огонь,
Я водкой заливаю,
И ты ведь – не водой.
Но вдруг начнем, как раньше
Святую чушь молоть.
При соблазненьи женщин,
Дух воскрешает плоть.
Откуда что берется?
Да никнут васильки…
Седые Казановы,
И нас косят годки.
Но мы то забываем,
Что за дверьми мороз,
И нас, блин, пробирает
Безжалостно склероз.
Забыли мы… забыли,
Что мы не молодцы,
Но все ж не обрубаем,
Как парусник,
концы.
* * *
Раскумарим чинарик
На том берегу,
И теперь уже долго,
А не на бегу.
И теперь уже молча –
Чего говорить?
Ты дожил, ну а мне
Остается дожить.
Сколько наших костров
Разгорается там,
И стеною стоит
Неприступный Чимган.
Это только ночевка,
А завтра – вперед,
Вон – чуть-чуть впереди
Доля Баринский ждет,
Вон Володя Попов
Прикорнул у костра…
Ночь ручей серебрит
Наподобье свинца…
Кто-то тронул уже,
Правда, робко струну,
Нота в воздух ушла,
Превращаясь в звезду…
Никого за тобой
И назад не шагнуть,
Лишь сквозит впереди
Млечной россыпи путь.
* * *
Ах, Степа… как жаль! Царство тебе небесное! И удивительное – мне передали сейчас, что меня видели на похоронах: «Ты же там был, тебя видели»!
А я даже не знал вчера. Но ведь это правда – был.
Да будет тебе земля пухом!
Сергей Гордин.
P.S. У Игоря Бяльского есть стихи о Степане. К сожалению у себя их не нашел, а нужно бы их опубликовать, чтобы помнили. У кого-то они сохранились. Про поэта, про Ташкент, про Степу, который теперь не с нами, а в нас.