Поиск по сайту



Из книги: Труды Хорезмской экспедиции, т.1

БУСЫ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ХОРЕЗМА

И. В. Пташникова

105

Бусы, находимые при археологических раскопках древних памятников, могут служить не менее точно датирующим материалом, чем монеты. В различное время и у разных народов бусы были одним из наиболее ходких предметов международной торговли, а часто и мелкой разменной монетой. Таким образом, наличие одинаковых бус в различных памятниках может иногда очень точно определить пути торговых и культурных связей, синхронность культур и даже их сходство.

На такырах древнего Хорезма, окружающих его многочисленные крепости и городища, а также и на самих памятниках, среди обломков керамики, металлических предметов и монет в большом количестве попадаются различные бусы. Данная работа ставит своей задачей описать и систематизировать этот обширный материал, а также проследить на большом сравнительном материале связи древнего Хорезма, начиная с его античных (кангюйско-кушанских) памятников и кончая раннесредневековыми. К раннеантичным памятникам древнего Хорезма относится Джанбас-кала (IV в. до н.э. - I в. н.э.) - крепость кангюйского времени. Памятники первых столетий нашей эры - Аяз-кала, Думан-кала, Базар-кала относятся как к кангюйскому, так и к кушанскому периодам.

Бусы из однослойного позднекушанского памятника (III в. н.э.)- дворца Топрак-кала требуют особого внимания и будут рассмотрены в другой работе.[1]

В заключительном разделе работы описаны бусы из более поздних памятников, материал которых, будучи в основном подъемным, смешан и неодновременен.

-- -

[1] Cм. в настоящем сборнике статью С. А. Трудновской, Украшения позднеантичного Хорезма, по материалам раскопок Топрак-Кала, стр. 119 и сл.

106

ДЖАНБАС-КАЛА

Крепость Джанбас-кала дала обильный подъемный материал по бусам, собранный в 1939 г. Раскопки "дома огня", происходившие тогда же, в равной мере как и разведывательные шурфы на городище, не дали ни одной бусины. Bсeгo из Джанбас-кала имеется 82 бусины. Здесь преобладают мелкие стеклянные бусы различной формы и цвета, среди которых больше всего темно-синих из мало прозрачного стекла. Довольно много среди них бисера (20 экземпляров, т. е. почти четвертая часть всех бус). Значительно меньше бус не стеклянных, главным образом из пирита, гагата и бурого железняка [1]. По cвоему типу бусы Джанбас-кала такие же, как и бусы северного Причерноморья в эллинистическое и раннеримское время, и имеют много аналогий с бусами из южной Сибири. С. В. Киселёв пишет, что в третьей стадии тагарской эпохи (переходной) реже встречаются бусы и бисер из желтоватой и розовой пасты, зато "чаще - цилиндрические, рубчатые и реповидные бусы и рубленый бисер из голубого, зеленого, коричневого стекла [2].

Из темно-синего мало прозрачного стекла сделаны бусы шаровидные, овальные, цилиндрические, поперечнорубчатые, удлиненно призматические и многогранные мелкие; всего их околo 40 экземпляров, т. е. почти половина всех бус. Более всего аналогий этим бусам находим в керченских материалах I-II вв. н. э., где встречаются почти все перечисленные выше формы [3], а также в Прикубанье [4], и в таврских погребениях Крыма в с. Cкела (Погребение N8 IV в. до н. э.)[5].

В древности стекло окрашивалось путем добавления в расплавленную стеклянную массу (шихту) окислов различных металлов. Синий цвет придает cтеклу закись железа. Зеленые бусы из непрозрачного стекла (пасты) представлены в Джанбас-кала одной маленькой, бочкообразной бусиной и несколькими косо-цилиндрическими бисеринами.

Зеленый цвет у стекла мог быть получен путем добавления окиси меди, а также и зеленого мела, добывавшегося в эллинистическое время в Смирне и Кирене [6]. Аналогичные ярко-зеленые бусы встречаются в ольвийских материалах III-I вв. до н. э., а зеленый косо-цилиндрический бисер - в керченских материалах из Глинища, датированных I-П вв. н. э., и на Кубани того же времени [7]. Изделия из бисера, будучи очень широко распространенными до сих пор украшениями, не типичны для какого-нибудь определенного времени. Для античного времени в Причерноморье типичны бусы,

- --

[1] См. С. П. Т о л с т о в. Древний Хорезм. М., 1948, стр. 88-89, рис. 26.

[2] С. В. К и с е л е в. Древняя история южной Сибири, 1951, МИА, N 9, стр. 163.

[3] Материалы ГИМ из раскопок Бобринского в 1894 г., 76/60а и 49/47а.

[4] Материалы ГИМ из раскопок Веселовского в 1902 г., ст. Тифлисская, Кубань, 57/31а и ст. Усть-Лабинская, курган 32, 61/32б.

[5] См. материалы ГИМ 45/55а.

[6] "Эллинистическая техника", под ред. aкадемика И. И. Толстого. М., 1948, стр.51.

[7] См. материалы из ст. Тифлисской, раскопки Веселовского в 1902 г., ГИМ, 57/31а.

107

сделанные в форме маленькой амфоры, из стекла - либо из разноцветного, либо из золоченого. В более поздних материалах эти амфоровидные бусы становятся более узкими и удлиненными и обычно золотятся [1].

В Джанбас-кала была найдена одна амфоровидная бусина из прозрачного зеленоватого стекла, точно такая же, какие есть в материалах из Ольвии П-1 вв. до н. э. и из Керчи [2].

Не менее типичны для античности также катушкообразные бусы, либо сделанные из цветного стекла, либо покрытые позолотой. Золоченые бусы появляются в позднеэллинистическое время. Среди золоченых бус древнего Хорезма ни разу не найдены бусы с подкладным золотым листком, какие часто встречаются в Причерноморье. Здесь в основном бусы просто с позолотой, покрытой сверху тонким слоем прозрачного стекла, что предохраняло ее от быстрого стирания. В Джанбас-кала была найдена катушкообразная, продольно рубчатая бусина с внутренней позолотой, аналогии которой можно назвать в Керчи 1-11 вв.н.э. и в Ольвии Ш-1 вв. до н. э.[3], где есть подобные бусины с продольными рубцами, но без позолоты. Кроме того, катушкообразных бус очень много на Кавказе [4] и в Крыму[5]. Крупная шаровидная бусина из темной стеклянной пасты, орнаментированная двумя светлыми (белой и желтой) переплетающимися пастовыми линиями, также относится к распространенному в античном Причерноморье типу бус. Тождественные экземпляры можно указать в Ольвии Ш-1 вв. до н. э. и в Керчи [6].Очень типична для северного Причерноморья форма, условно названная пуговицеобразной. Таких бус из серовато-голубой египетской пасты много в Ольвии Ш-1 вв. до н. э.[7]. Совершенно такая же бусина найдена и в Джанбас-кала. Характерен также часто встречающийся в Причерноморье тип эллипсоидных слоистых бус, сделанных из разноцветного стекла. В Джанбас-кала была найдена одна подобная бусина, в которой перемежаются слои золотисто-коричневого, синего и белого стекла. Бусы этого типа иногда называют "ольвийскими".

Нестеклянные бусы Джанбас-кала представлены всего несколькими экземплярами. Бусы из кристаллов сернистого железа - пирита (FeS) имеются в нескольких экземплярах. Красивый коричневато-серый цвет, металлический блеск и правильность формы кристаллов пирита позволили использовать их в естественном виде в качестве бус. Часто в них просверливалось по два канала на противоположных углах, вероятно в тех случаях, когда бусина должна была служить для

-- -

[1] См. материалы ГИМ, Ольвия, 79/45б.

[2] См. материалы из Ольвии, раскопки Фармаковского в 1901 г., ГИМ 87/35а и Керчи 87/4б.

[3] См. материалы ГИМ, Ольвия, 79/45б.

[4] Станция Каз6ек, ГИМ, 53/12б и могильник Галиат-Фаскау, 45/44аб, с. Балта,. 45/42аб, 45/40а6.

[5] См. материалы раскопок Веселовского и Филимонова, 6лиз Симферополя, ГИМ 87/15б, Керчь 87/43б.

[6] См. материалы из Ольвии, ГИМ 79/45а и Керчи, ГИМ 49/40а.

[7] См. материалы Фармаковского, ГИМ 79/45а.

108

соединения двух низок. Подобные бусы из пирита встречаются и в других памятниках античного Хорезма - в Аяз- кала, Базар - кала, Топрак-кала. Подобные бусы известны на Кавказе, в памятниках начала нашей эры. Следует отметить, что греки, вероятно не имевшие пирита, подражали форме и расположению каналов пиритовых бус, делая их из гагата[1].

Широко распространенный тип гагатовых бус представлен в Джанбас-кала несколькими шаровидными бусинами, такими же, какие есть в материалах из Ольвии Ш-1 вв. до н. э. [2].

Довольно часто в древнем Хорезме для изготовления бус употреблялся бурый железняк. Есть он в горах Султан-Уиздаг. Естественный желвак бурого железняка ( иногда называемый орлиным камнем) надпиливался с двух сторон до обнажения полости и употреблялся как бусина.

Есть в Джанбас-кала и подвески из халцедона в виде кулака.

Таким образом, преобладающее число бус Джамбас-кала относится к периоду между Ш в. до н. э. и П в. н. э., что устанавливается на основании сравнений с бусами из точно датированных погребений Ольвии и Керчи и соответствует общей датировке памятника, установленной С.П. Толстовым на основании всего материала на Джамбас-кала [3]. Материалы по бусам подтверждают также существование широких торговых и культурных связей Хорезма в эпоху жизни Джанбас-кала.

АЯЗ-КАЛА 3

Дом №1 из комплекса Аяз- кала 3, где производились раскопки в 1939 г., датируется типично кушанской керамикой и монетами Канишки 1-П и, возможно, началом Ш в. н. э. [4]. В Аяз-кала найдено 34 бусины, из которых только три - при раскопках. [5]. Бусы Аяз-кала, найденные при раскопках и собранные на поверхности, так же как и бусы Джанбас-кала, находят себе аналогии на северночерноморских материалах 1-Ш вв. н. э., но, в противоположность Джанбас-кала, среди бус Аяз-кала преобладают каменные бусы, в некоторых случаях копирующие стеклянные. Бусы Аяз-кала имеют сходство с бусами Топрак-кала; довольно много также форм, общих с позднесарматскими. В Аяз-кала уже имеется коралл, в то время как в Джанбас-кала его еще не было. Интересно, что в материалах из северного Причерноморья эллинистического и раннеримского времени не найдены украшения из коралла. На Кавказе и у сармат коралловые бусы появляются в самом начале

---

[1] См. материалы Кулаковского 1894 г., Керчь, ГИМ 49/23а.

[2] См. материалы ГИМ 79/45а

[3] С. П. Т о л с т о в. Древний Хорезм, стр.88

[4] Там же, стр. 104

[5] Там же, стр. 108, рис.45; стр.110

109

нашей эры. Видимо, и в Хорезм коралл попадает в это же время - либо через Индию [1] и Иран, либо даже через Кавказ со Средиземного моря. Аязкалинские бусы из сердолика и белого мрамора имеют шаровидную форму и различный размер, не превышающий в диаметре 1 см. Подобные бусы широко распространены во времени, но есть они и в Причерноморье первых веков н. э. (Керчь I-П вв. н. э., хутор Борисов близ Геленджика и др.). Мелкие эллипсоидные бусы из серого мрамора и оранжевого халцедона, вероятно, подражают широко распространенным стеклянным бусам этой формы и символизируют зерно (ячмень, пшеницу). Бусы такой же формы, но из стекла, найдены и в других памятниках древнего Хорезма и в Причерноморье.

Довольно редко встречается восьмеркообразная бусина с двумя каналами из оранжево-красного халцедона. Аналогичные по форме бусы, но из стекла и стеклянной пасты, известны в Причерноморье [2] и на Кавказе [3].

В античных памятниках древнего Хорезма часто встречаются фаллические пастовые подвески, выполненные иногда очень схематично, иногда, наоборот, очень реалистично. В античном мире были широко распространены разнообразные фаллические амулеты, олицетворявшие собой плодородие. В Аяз-кала также встречаются подвески в виде небольших белых халцедоновых кулаков-кукишей, выполненных схематично. Аналогии им есть в материалах из Ольвии первых веков н. э. и Керчи [4]. Бусы из кубичесних кристаллов пирита, такие же как в Джанбас-кала, есть и в Аяз-кала. Вероятно, они местного, султан-уиздагского происхождения.

Стеклянные бусы Аяз-кала представлены главным образом многогранниками различного размера. В начале нашей эры уплощенные многогранные бусы ( в основном четырнадцатигрaнники) из сердолика были излюбленными у сарматов. В греческих колониях северного Причерноморья они тоже получили довольно широкое распространение, но их делали преимущественно из стекла и не такой уплощенной формы. В древнем Хорезме многогранные, различных размеров бусы в основном сделаны из стекла. Бусы в виде различных многогранников очень широко бытовали в древности и дожили до наших дней. Больше всего аналогий им из древнего мира можно назвать в сарматских материалах П-Ш вв. н. э. из Поволжья и Прикубанья [5], в материалах из Ольвии и Керчи [6] того же времени

---

[1] Н. Я. Б и ч у р и н (Иакинф). Со6рание сведений о народах, о6итавших в Средней Азии в древние времена, М.-Л., 1950, П, стр. 267-268: "Южная Индия... Есть город Фучеу... Из этого города вывозят Мониевы четки и красный коралл".

[2] Ольвия, ГИМ 87/35а; Керчь, ГИМ 49/47а; Крым, ГИМ 87/15б; Кавказ, 45/46б.

[3] ГИМ 73/13а.

[4] См. материалы ГИМ 87/4а.

[5] I-ПI вв. н. э., экспозиция П отд. ГИМ, курган .N2 В-10 из с. Харьковичи Саратовской обл., из раскопок Б. Н. Гракова и П. С. Рыкова в 1925г. и материал из раскопок Эварницкого в д. Богодар II-ПI вв. н. э

. [6] Материалы из раскопок Кулаковского в 1891 г. в Керчи, погр. 63, ГИМ 49/28а и из раскопок Фармаковского в 1903 г. в Ольвии, погр. 93, II в. до н. э., 87/37б.

110

и в несколько более поздних материалах V - VIII вв. из могильника Суук -су в Гурзуфе. Найдены они также в средневековых материалах ХП-ХIII вв. [1] и в гораздо более поздних.

В Хорезм бусы этой формы проникают в результате торговых связей либо из Причерноморья, либо от сарматов. Среди аязкалинских бус встречаются также катушкообразные бусы из стекла, о которых говорилось выше. При раскопках дома № 1 в Аяз-кала 3 были найдены катушкообразные бусы (две из культурного слоя), более мелкие (5х3 мм), чем в Причерноморье и на Кавказе, из белого непрозрачного стекла без позолоты (примерно такой же экземпляр есть в ожерелье из "зала воинов" в Топрак-кала) [2].

Отличие этих бус по размерам и отчасти даже по форме от их северочерноморских аналогий, наличие некоторых других своеобразных форм бус в древнем Хорезме, указание китайских источников V в. н. э. [3] о том, что в Китай из Средней Азии ввозилось хорошее стекло,- все это может служить подтверждением мнения, что древние хорезмийцы сами производили стекло и даже торговали изделиями из него.

При раскопках в Аяз-кала 3 был найден овальный альмандин в золотой оправе. Альмандины этого типа называются индийскими, больше всего их в ущелье "лалов" в Шугнане. Овальная форма характерна для античного времени.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что среди бус Аяз-кала, как и Джанбас-кала, преобладают формы, характерные для этого же времени в северном Причерноморье и у сарматов, а также в других памятниках древнего Хорезма (Топрак-кала и др.).

Бусы Аяз-кала 3 отличаются от бус более древней Джанбас-кала, во-первых, преобладанием бус нестеклянных над бусами из стекла, во-вторых - иными формами и цветом стеклянных бус. В Джанбас-кала преобладают бусы из синего стекла (их около 50%), в Аяз-кала их значительно меньше.

В Аяз-кала преобладают шаровидные бусы каменные и стеклянные и отсутствуют поперечнорубчатые, цилиндрические, эллипсоидные, слоистые и амфоровидные, аналогий которым много в Причерноморье и которые есть в Джанбас-кала. В Аяз-кала мало бисера (около 16%), в то время как в Джанбас-кала его довольно много (около 25%).

Возможно, что причина этого бросающегося в глаза различия бус из близких по времени и территории древних памятников Хорезма имеет тлубокие социальные корни. Известно, что как раз в период расцвета Аяз-кала 3, в I-II вв. н. э. усилилась борьба сарматов с греческими городами Северного Причерноморья. Возможно, что это и послужило причиной ослабления старых торговых связей

---

[1] Материал из раскопок Первухина в Глазовском районе близ б. Вятки, ГИМ.

[2] См. ниже статью С. А. Т р у д н о в с к о й, стр. 127.

[3] Н. Я. Б и ч у р и н (Иакинф). Указ. соч., II, стр. 131-132.

111

(крепких еще во время Джанбас-кала) между Хорезмом и Северным Причерноморьем. Это явление может быть также причиной значительно большего сходства бус более поздней Топрак-кала с сарматскими бусами, нежели с причерноморскими.

ДУМАН-КАЛА

Из Думан-кала, относящейся к I-Ш вв. н. э., имеется всего четыре бусины, представляющие довольно большой интерес.

Две из них (обе во фрагментах) относятся к типу глазчатых. Одна бусина - большая, шаровидная, из прозрачного зеленоватого стекла с белыми пастовыми глазками, орнаментированными красными, радиально расположенными полосками. Аналогии, очень редкие, встречаются на Кавказе 1. Вторая бусина меньшего размера, черного цвета с белыми глазками и черными, тоже радиально расположенными полосами, также почти не имеет себе аналогии и, возможно, представляет собой местный тип бус.

Интересна по своей уникальности небольшая шаровидная бусина из белого плотного камня с черным, нанесенным тушью либо краской орнаментом в виде трех елочек, расходящихся радиально. Сохранность всей бусины и орнамента хорошая. Аналогий ей не найдено ни в материалах из других памятников древнего Хорезма, ни в материалах Государственного исторического музея и Музея изобразительных искусств из Причерноморья, Кавказа, Поволжья, . Сибири, Средней Азии и других мест.

Весьма интересна также уникальная бусина Р-образной формы из зеленовато-серого шлака. Ни по форме, ни по материалу этой бусине не было найдено аналогий. Возможно, что, будучи сделанной из шлака, она также относится к местному типу бус и подтверждает наличие их местного производства в Хорезме.

БАЗАР-КАЛА

В Базар-кала, крепости, возникшей, по-видимому, не позднее IV в. до н. э. и продолжавшей жить после начала н. э., было найдено довольно много бус, главным образом из стекла с внутренней позолотой, шаровидной формы, по-видимому дутых. Как известно, стеклодувная трубка была изобретена в 1 в. до н. э., и примерно тогда же получают широкое распространение дутые бусы из стекла.

В Базар-кала, кроме других вещей, была найдена очень реалистично выполненная мужская фигурка без головы, размером в 13 мм, из голубоватой

---

[1] Отчет археологической комиссии за 1887 г., стр. СХХХVI-VП. Раскопки Долбежева.

112

египетской смальты. На основании многочисленных аналогий [1] удалось установить, что она представляет весьма популярного в античном мире египетского бога Беса, покровителя домашнего очага, изображения которого, подобные найденному в Базар-кала, служили амулетами. Аналогичные подвески имеются в ольвийских материалах, относящихся к ПI-I вв. до н. э., а также в материалах из раскопок на Кавказе под Ереваном в 1894 г. памятников 1 в. до н. э., П в. н. э.

Кроме описанной подвески и многочисленных золоченых шаровидных бус из стекла в Базар-кала была найдена большая (4х1 см) бусина из гагата в форме слегка сужающегося к одному концу цилиндра с орнаментом в виде белых пастовых изломанных линий, расположенных поперек бусины и образующих рисунок, напоминающий елочку. Бусы подобного типа широко распространены в древности. Подобных бус было очень много в античное время в Причерноморье, в сарматских степях, на Кавказе и даже в Сибири. Например, в материалах из раскопок Ястребова в 1894 г. имеется бусина такая же по расцветке, форме и величине[2]. Подобные же экземпляры есть в ольвийских могилах П в. до н. э. (могила №99) [3], в Керчи вместе с сарматскими вещами[4], на Кубани в сарматских курганах I-П вв. н. э. из ст. Усть-Лабинской, в Сибири - из раскопок Андрианова в 1894 г. близ Минусинска [5] и т. д.

БЕPКУТ-КАЛА

Трехкилометровая в ширину полоса мертвого Беркут-калинского оазиса тянется с юга на север примерно на 25 км вдоль русла древнего канала. На территории этого оазиса в афригидское время располагалось около сотни укрепленных усадеб.

"Некоторые крепости несут явные признаки того, что основание им было положено в кангюйско-кушанскую эпоху. Это относится прежде всего к крупнейшим крепостям Беркут-кала и особенно Уй-кала, на поверхности дворов которых обнаруживается большое количество античной керамики" [6].

Бусы, собранные на такырах Беркут-калинского мертвого оазиса, также в основной массе типичны для античного времени. Впрочем, вполне вероятно, что многие виды их существовали еще очень долгое время, вплоть до средневековья.Учитывая, однако, что арабское завоевание положило конец жизни Беркут-калинского комплекса, а, рaсцвет оазиса приходился на VI-VII вв., можно точно

---

[1] См. экспозицию ГИМ, зал В, Боспорское царство.

[2] См. материалы ГИМ 87/36а.

[3] См. материалы ГИИ 87/36б.

[4] См. материалы ГИМ 87/3б.

[5] См. материалы ГИМ 85/45б.

[6] С. П. Т о л с т о в. Древний Хорезм, стр. 134.

 

 

113

установить, что бусы, собранные там, существовали не позже периода арабского завоевания или даже в V1-VII вв. [1].

Интересно, что в Беркут-кала преобладают бусы не стеклянные, а из различных поделочных камней (оникс, альмандин, кварц, ляпис-лазурь). Очень характерна бусина бочонкообразной формы из слоистого оникса. О технологии производства таких бус сохранилось интересное свидетельство у ал-Бируни. Он говорит, что для приготовления подобных бус заготовки из светлого слоистого оникса бросали в кипящий мед и варили до тех пор, пока мед, проникавший в менее плотные слои оникса, не начинал там пригорать, темнея и придавая слоям красивый темно коричневый либо черный цвет. Способ этот известен с глубокой древности [2].

Подобные бусы найдены в кавказских и северночерноморских материалах эпохи эллинизма и начала нашей эры (см. погребение 2 в. до н. э. у Мцхета). Много их также и в сарматских памятниках (ст. Тифлисская на Кубани) [3].

Есть также одна бусина-подвеска в виде маленькой амфоры из прозрачного желтоватого кварца, которая может быть отнесена к широко распространенному в античное время типу амфоровидных бус-подвесок. На поверхности этой бусины нанесены канелюры.

Интересна узкая и длинная (2 см) цилиндрическая бусина с закругленными концами из ляпис-лазури. Удлиненная цилиндрическая форма пастовых и стеклянных бус была излюбленной в древней Сибири. Ближайшие, месторождения ляпис-лазури в СреднеЙ Азии находятся в горном Бадахшане, откуда она могла быть доставляема в Хорезм, что свидетельствует о широких и многосторонних торговых связях последнего. Есть в Беркут-кала овальный глазок индийского альмандина, часто встречающегося в других памятниках античного Хорезма. Вероятно, он был первоначально в гладкой золотой оправе (ср. с альмандином в оправе из Аяз-кала 3) и мог употребляться как нашивное украшение или застежка на ожерелье.

Наличие местного ювелирного дела в древнем Хорезме позволяет предположить, что местные альмандины (до сих пор альмандин- гранат - плохого качества находится в горах Султан-Уиздаг), либо привозные из Шугнана обрабатывались местными же ювелирами. Овальная форма глазка характерна для античного времени; в более поздний период (в афригидское время), преобладает круглая форма глазков[4] . Овальные глазки также очень часты и у сарматов I-III вв. н. э. [5.]

---

[1] С. П. Т о л с т о в. Древний Хорезм, рис. 73, а также стр. 134.

[2] Г. Г. Л е м м л е й н., Минералогические сведения Бируни. См. "Бируни". Сб. статей под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950, стр. 118.

[3] Экспозиция II отдела ГИМ, Керченские материалы I-III вв. н. э. (ГИМ 87/3) и др.

[4] С. П. Т о л с т о в. Древности Верхнего Хорезма, ВДИ, 1941, № 1, стр. 171.

[5] См. материалы ГИМ из ст. Усть-Лабинской и др., в экспозиции II отд. ГИМ, в сарматских кypraнax на Кубани с II в. до н. э. по II в. н. э., а также в керченских сарматских погребениях IV в. н. э. (эксп. зал А, ГИМ).

114

Из стеклянных бусин Беркут-кала может быть названа одна, неправильной грушевидной формы, из зеленой стеклянной пасты с сильно иризованной поверхностью и продольным каналам. Ее можно отнести к имеющемуся в топрак-калинских материалах типу грушевидных бус-подвесок.

НАРИНДЖАН

Гробница святого Наринджан-баба была одним из наиболее почитаемых в средние века святилищ Хорезма. Существующий да сих пор мазар был построен около XIV в. Вследствие длительности существования памятника и того, что бусы из Наринджана также являются подъемным материалом с прилегающих такыров, датировка их затруднена и возможна только на основании подробного анализа большого сравнительного материала из точно датированных памятников.

Здесь, как и во всех описанных выше памятниках, преобладают формы, типичные для Северного Причерноморья в античное время. Особое внимание привлекают фрагменты синих глазчатых бус с очень широким каналом; больше всего аналогий им можно найти в материалах Гляденовского костища, относящихся к IУ в. до н. э. [1] , из Каширского городища примерно того же времени, из Херсонеса эллинистического времени. Встречаются они и в более поздних памятниках, однако наибольшее их распространение приходится именно на IV-П вв. до н. э.

Небольшая шаровидная бусина из черног непрозрачного стекла с белым пастовым пояскам имеет аналогии в Ольвии последних веков до начала н. э. К широко распространенному в древности типу бус можно отнести две бусины в форме поперечнорубчатого цилиндра (четыре соединенные вместе кольцевидные бусины) из черного непрозрачного стекла и в форме двухрубчатого цилиндра из темно-синего прозрачного стекла [2]. Аналогии им встречаются и в Причерноморье - Керчь П в. н. э. [3], и гораздо позднее - в Гнездовских курганах IX-XI вв. [4], и даже в материалах Первухина из б. Вятской губ., датированных ХШ и более поздними веками. Подобных бус, относящихся к разному времени, много также в Сибири и на Кавказе.

Из стеклянных бус Наринджана следует еще упомянуть крупную уплощенную бусину в форме неправильной четырехгранной призмы из прозрачного золотисто-коричневого стекла, имитирующего янтарь. Подобное стекло было

---

[1] ГИМ 63/58а и экспозиция ГИМ.

[2] Материал из раскопок Фармаковского, ГИМ, 67.

[3] ГИМ 79/60а.

[4] Материал из раскопок Сизова.

115

распространено в эллинистическую эпоху, однако форма данной бусины почти не имеет аналогий. Возможно, что в данном случае перед нами факт замены более дорогого и редкого привозного материала - янтаря более доступным и дешевым, а может быть и местным материалом - стеклом. Вопрос о древнем производстве стекла в Средней Азии в древности пока не разрешен. [1]. Еще одна стеклянная бусина большого размера из прозрачного, светло-зеленого стекла в форме многогранника с очень рельефными гранями и квадратным ободком вокруг входа в канал имеет аналогии и в сарматских, и в кавказских материалах, а также и в гораздо более поздних - из раскопок Первухина в бывшем Глазовском уезде близ Вятки, объекты которых относятся к ХII-ХIII и более поздним векам.

Последняя аналогия в данном случае кажется наиболее подходящей прежде всего из-за тождественности формы и. материала многогранных глазовских бус и наринджанской бусины; она подтверждает гипотезу о торговых и культурных связях средневекового Хорезма с Восточной Европой, и в частности с Прикамьем.

Кроме стеклянных бус, в Наринджане найдено много разнообразных по форме и материалу каменных бус.

Наиболее интересные из них следующие.

Крупная бипирамидальная многогранная бусина из прозрачного белого кварца имеет наиболее раннюю аналогию в материалах IV в. до н. э. из кургана №3 в Аксютинцах [2].

В среднеазиатских материалах можно указать аналогии среди находок с р. Мургаб [3], где подобные бусы были найдены вместе с типичными хорезмийскими медными лунницами [4]. Шаровидные бусы различного размера из сердолика и светло- + оранжевого халцедона широко распространены были еще задолго до начала н. э. Бусы из Наринджана, вероятнее всего, относятся н последним венам до начала н. э. и к первым векам н. э. Подобных бус много на Кавказе этого же времени и в Керчи I-III вв. н. э. [5]

Бирюзовые бусы из Наринджана имеют своеобразную форму.

Одна из них - грушевидная с заостренным концом и каналом, проведенным сбоку вверх, н центру. Эта форма, несколько напоминающая описанную выше форму гагатовых бус, но отличающаяся от нее направлением канала, наводит на мысль, не была ли эта бусина комплексной и не употреблялась ли она вместе с какой-либо другой в качестве эффектной подвески. Возможно также, что она служила и нашивным украшением.

---

[1] См. в настоящем сборнике статью С. А. Трудновской, стр. 126 и сл.

[2] Из раскопок Д. Самоквасова.

[3] 3акаспийские материалы Щукина со Сторожевого поста Иман-баба. ГИМ.

[4] См. С. П. Т о л с т о в . Древний Хорезм, стр. 121-122, рис. 63-64 и стр. 131, рис. 746.

[5] См. материалы ГИМ 87/4б.

116

Вторая бусина из бирюзы тоже имеет своеобразную форму - она небольшая, кольцеобразная, с узким цилиндрическим каналом и с правильными гранями.

В Средней Азии бирюза различных сортов встречается во многих местах. Данная бирюза, хорошего сорта, происходит либо из Ирана, либо с Памира. Бирюза плохого качества и в малом количестве есть также в горах Султан-Уиздаг.

Две крупные бусины из светло-коричневого халцедона и пестрого, красно-белого мрамора являются, несомненно, местным типом каменных бус. Обе бусины массивны и имеют неправильную призматическую форму. Бусина из халцедона особенно небрежно отделана. Канал в ней широкий, овальной формы и проведен в вертикальном сечении.

В 1939 г. на такыре в Кават-кала (см. ниже) была найдена бусина из светло-коричневого камня, напоминающего внешним видом мергелистые конкреции, но, по-видимому, животного происхождения (из печени или мочевого пузыря какого-либо животного или даже человека). Вполне вероятно, что образование камней в животном организме могло казаться загадочным и население придавало таким камням магическое значение.

Кроме проделанного в центре, в вертикальном сечении, канала, этот камень не имеет других следов обработки. Это и навело на мысль, не употреблялся ли добытый таким необычайным путем камень в качестве амулета. Без этой гипотезы трудно понять, как могли носить в виде украшения необработанный, 6есформенный и бесцветный камень.

Описанная выше халцедоновая бусина из Наринджана, .весьма напоминающая по своей форме (вернее, бесформенности) бусину-амулет из Кават-кала, вероятно, является подражанием такому амулету и сделана из халцедона за неимением камня животного происхождения.

Вторая бусина, несколько более крупная, из белого мрамора с красными вкраплениями, вряд ли может быть отнесена к тому же типу бус-амулетов, так как имеет довольно правильную форму. Однако она тоже своеобразна, аналогий ей нигде не о6наружено, и поэтому, учитывая также наличие данного сорта мрамора в горах Султан-Уиздаг, ее можно считать местной. Обе эти бусины, как и аналогичная одной из них бусина из Кават-нала, вероятно относятся к раннесредневековому периоду. Отдаленные аналогии узкой и длинной цилиндрической бусине из коричневого халцедона могут быть указаны в материалах из раскопок С. В. Киселева в Сибири [1]. Как указывалось выше, удлиненные цилиндрические бусы часто встречаются в Сибири, начиная с памятников бронзовой эпохи [2].

---

[1] С. Б. К и с е л е в. Древняя история южной Си6ири. МИА, N2 9, 1949, стр. 155.

[2] Материал из раскопок А. В. Адрианова под Минусинском, коллекции ГИМ, 85/13а, 85/45б.

117

КАВАТ-КАЛА

Кават-кала - это средневековая сельская округа, с несколькими большими феодальными замками, жившая до ХШ века. Теперь это, как и район большинства древних хорезмийских памятников, мертвый, засыпанный песком оазис[1].

Бусы в Кават-кала также были собраны с такыров и поэтому могут быть датированы только путем сравнения с другими, более точно датированными. Античных форм здесь попадается очень мало, да и те оказываются сильно видоизмененными. Такова, например, стилизованная подвеска в виде кукиша (кулака) [2]. Из белого xaлцедона , выполненная здесь еще более схематично, чем в более ранних памятниках.

Бусы из сердолика тоже иного типа, чем описанные ранее: излюбленной формой здесь является сплюснутая многогранная, удлиненная призма, характерная для бус IX-XI вв. Здесь же имеется и подражание ей в стекле. Новой формой среди бус Кават-кала являются также небольшие молотообразные подвески из камня либо бурого железняка, которые нигде более не были встречены. Одна из них, более крупная - из желтого блестящего камня; вторая, меньшая, из бурого железняка. Новым типом бус-амулетов является также и описанный выше необработанный камень животного происхождения, ранее не встреченный нигде.

Довольно много уже в Кават-кала и бус из гагата, в то время как в более ранних памятниках их либо не было совсем, либо было очень мало.

Гагатовые бусы представлены двумя типами - кольцеобразным с широким цилиндрическим каналом и бочкообразным с остро срезанными краями и цилиндрическим же каналом. Гагат, вид смолистого каменного угля, с глубокой древности употреблялся для изготовления бус. Он легко режется ножом и полируется, приобретая красивый блеск. (Есть мнение, что из него делали амулеты "от сглаза"). В Средней Азии, как и во многих других местах, имеются месторождения гагата. Из коралловых бус здесь можно отметить крупную бочонкообразную бусину из белого коралла, аналогий которой в древнем Хорезме не найдено.

Из встречавшихся в более ранних памятниках видов бус следует отметить почти правильной монетообразной формы бусину из желвака бурого железняка ("орлиный камень"), который находится в горах Могол-тау в Бадахшане и в Султан-Уиздаге. Есть здесь и мелкие эллипсоидные бусы из серого мрамора, подобные описанным выше. Ярко-зеленая бусина из хризопраста имеет такую же форму, как описанная выше бусина из бирюзы,- она грушевидная, и канал проведен сбоку вверх, к центру.

---

[1] С. А. Т о л с т о в. Древний Хорезм, стр. 159 и сл.

[2] Аналогии см. ГИМ, экспозиция, зал Б, материалы из Ольвии VI-П вв. до н. э.

118

Возможно, она также была Iкомплексной бусиной-подвеской или пришивалась в качестве украшения. Здесь же - бусина из ляпис- лазури, подобная по форме второй бирюзовой.

* * *

Подводя итоги, мы можем сказать, что исследование бус и сравнение их с бусами древних памятников Восточной Европы, северного Причерноморья, Кавказа, Сибири и отчасти Средней Азии, давая обилие тождественных и подобных форм и видов, подтверждает сделанные С. П. Толстовым на основании других материалов выводы о тесной культурной и торговой связи древнего Хорезма со многими, даже отдаленными соседями.