Поиск по сайту

Тянь-Шанский дневник

Из книги И. К р о т о в о й "Люби" Воспоминания, эссе, дневники и письма. М. - 2003 - С.151-160

… Когда Балакины - Пташниковы предложили нам путешествие на Тянь-Шань, мы с радостью согласились. Вот дневник моего путешествия. Август 1977г.:

Дождь не унимается, холодные струйки бегут по стёклам, ни просвета вокруг. Проехали эти 32 км. Останавливаемся, вглядываемся в противоположный берег бушующей, бешено мчащейся реки Аламедин.

На той стороне одинокая фигура в белом. Стёпа! Ирочка выскакивает из машины и через мост (довольно большой деревянный) мчится навстречу.

…Сердце колотится бешено, стараюсь дышать равномерно, но груз чувствуется. Ира и мальчики идут хорошо. С ужасом вижу, что там, впереди, крутой (по моим представлениям) подъём. Одолею ли? Скоро переходить через реку! Ира не пугает, но предупреждает, что дело непростое, наверное, намокнем, вода перехлёстывает через мостик, по которому будем идти.

Аламедин бушует, пенится, грохочет, со страшной скоростью мчит мощный поток белой, непрозрачной воды. ..Мне кажется, что Терек не так мощен; наверное, только кажется, потому что Терек на всех картах есть, а Аламедин - нет. С берега на берег две трубы диаметром в 15-20 см перевязаны проволокой, на ней доска, с боков шаткие проволочные "перила". Доска мокрая и скользкая. Но левой рукой держимся за "перила", правой - за верёвку Стёпиного пояса. Стёпа идёт по трубам. Я за ним по доске. На середине кажется, что мост уходит из-под ног навстречу потоку. Холодные струи обдают ноги, но берег уже вот! В 8 вечера с минутами мы у цели!

Несколько суматошно переодеваемся в сухую обувь, засовываем в спальники наших детей, едим вкуснейшую гречневую кашу с маслом (и уж конечно "с дымком"!), запиваем крепким чаем. Слева от нас и в глубине ущелья снеговые вершины Могу сказать лишь, что попытка Иры поднять меня на эту скользкую скалу окончилась неудачей

Утром мы с Ирочкой оказались первыми проснувшимися, сделали зарядку, сбегали на ручеёк и умылись ледяной водой, разожгли костер и поставили воду. Проснулись остальные .

Ирочка хотела доставить мне удовольствие, которого я была лишена 48 лет (!), ибо в последний раз я лазала по скалам, перескакивая с огромного камня на другой, когда училась во 2-3-м классе в Новороссийске.

Мальчишки во главе с Ирочкой бодро-весело карабкались вверх, я же упрямо, но верно выбирая путь, вслед за ними. Мы поднялись примерно на половину высоты осыпи (очень крупные глыбы), но какая же картина открылась перед нами! Ущелье где-то очень внизу, мы - на высоте многоэтажного дома.

Спуск не показался мне труднее подъёма Ирочка была далеко впереди, а парни, как горные козлики, прыгали сбоку, они уже давно освоились в этих местах .

Мы с Ирочкой отправляемся в "Горячие ключи" на разведку насчет хлеба.

Туда полтора часа. Козья тропа, иногда совсем узкая, иногда шириной в 1, 5 метра, иногда круто в гору, потом тоже круто вниз, но большей частью довольно-таки полого.

Первую змейку увидела Ира, вторую я. Ничего, не страшно, вовремя увидели, да и они не задерживали внимания на нас, уползали под камни. Третий был убитый змеёныш.

Через мост с трубами не переходили. Вода хлестала через мост на половине его протяжённости. Ира обратила внимание не только на поднявшийся уровень Аламедина, но и на непрозрачный глинистый цвет воды - тают ледники. Дошли, выпросили разрешения выкупаться. Очень приятно! Вода горячая и холодная, абсолютно прозрачная, голубоватая даже. Договорились относительно хлеба и пошли обратно. Я иду. Ира впереди сначала на 10 метров, потом на 50, потом на 100 м. Она устаёт от медленного темпа нашего движения. Я иду! Ира меня ждет. Я присаживаюсь на камни 10, 20 раз. Дыхание учащено, сказывается некоторая сердечная недостаточность. Ира всё время подбадривает, упирая на несложность маршрута, чувствую, что она меня слегка обманывает. Дойдя до стоянки чабанов, оглянулись на пройденное. Ира уверяет, что я "ничего себе!" Обратный путь занял 2 часа (4-5 км!!!).

Я: "Я испытала перегрузки космонавта. Жива. Но завтра за хлебом не пойду!" Смеются!

Ирочка испекла лепёшки, так как хлеба у нас уже нет. Удивительная она выдумщица: тут же рядом с нашей кухней, с кустика обрывается горсть чёрной смородины, смешивается с мукой, маргарином, песочком и водой + сода и выпекаются "аламединские пирожные" Утром незнакомые чабаны привозят нам две огромные буханки хлеба, сетку картошки, две луковицы и банку первоклассного русского масла. Наши жизненные ресурсы возросли!

Вечером Женя и Надя сбегали за хлебом в "Горячие ключи" и обратно за два часа! О, молодость!

Группа молодёжи, несколько дней базировавшаяся в этой роще, крупными и мелкими камнями запрудила поток, несущийся с гор в Аламедин. Образовалась ванночка, в которой вполне смогли уложиться и Стёпочка, и Ира. Я только ахаю: "Вот так закалка!". И хоть они в потоке только перевернулись пару раз, но всё-таки это ледниковая вода!

Удобно и интересно ходить по Алайскому рынку с Ириной, коренной ташкенткой. Что мне, одинокому жителю среднерусских лесов, делать в джунглях Алайского рынка? Нужен проводник! Прошу об этом Иру. Едем.

Ира здесь дома. Восточный профиль. Чёрные с поволокой глаза и ... узбекский язык! Следует обмен узбекскими фразами. Наконец улавливаю более или менее знакомое слово - "гамуз!" Лицо узбека расплывается в радостной улыбке. "Гамуз" это по-нашему значит "Чохом"! Шесть килограмм винограда за три рубля у нас в сумке! Мчимся дальше.... "Гамуз!" 4 кг груш за 2 руб. у нас в сумке!

Брать арбузы "гамузом" не решаемся, не донесём, но торговля продолжается: "Возьму арбуз за рубль, если взрежете и он окажется красным!". Взрезает (куда же девать арбузы, их не засушишь, как дыни, впрочем, можно засолить!). А ещё зелёная редька, гранаты и прочее. Тащимся домой, как старые ослики, груженые вперемёт.